понедельник, 1 февраля 2021 г.

Лексическая тема: «ПОСУДА»

 


Грамматический строй речи

1.     «Скажи наоборот»

Сковорода тяжёлая, а ковш - … .       

Кувшин высокий, а стакан - … .

Кастрюля большая, а тарелка - … .     

Блюдце мелкое, а миска - … .

2.     «Назови ласково» 

Сковорода – сковородочка;

Тарелка, стакан, чашка, поднос, сервиз, половник, солонка, маслёнка и т.д.

3.     «Какая бывает посуда?» 

Посуда из стекла – стеклянная;

Из металла, из фарфора, из глины, из пластмассы и т.д.

4.     «Четвертый лишний»

Чашка, блюдце, кастрюля, чайник.

Поварешка, тарелка, супница, сахарница.

5.     «Составь предложение с предлогом «в»

В какую посуду кладут… (хлеб, салат, соль, масло)?

Что кладут в салатницу (селедочницу, солонку, масленку, сухарницу)?

Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?

 

                                                 Развитие связной устной речи

                «Сравни чашку и стакан»

Чашка с ручкой, а стакан … Чашка низкая, а стакан … Чашка широкая, а стакан … Чашка фарфоровая, а стакан … Чашка для чая, а стакан для …

Составление описательного рассказа о посуде

Что это? Какого цвета? Какого размера? Из какого материала сделана? Какая по назначению?

Образец рассказа «Чайник»

                Это чайник. Он большой, металлический, красный.

                У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда.

                В нём кипятят воду.

 

                Развитие общих речевых навыков: Упр. «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник

(надули живот: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки       

(присели, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца, только стукни – разобьются

(кружатся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки, голова на тонкой ножке

(потянулись, руки сомкнуты над головой)

Вот пластмассовый поднос он посуду нам принес        

(легли на ковер, вытянулись)

 

                 Развитие мелкой моторики:  Упр. «Посуда»

Раз, два, три, четыре

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли                               

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили, ковшик тоже развалился,

нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!                     

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

 

               Выучить стихотворение (можно выучить половину)

Я сейчас готовить буду.
Соберу на стол посуду.
Вот, КАСТРЮЛЯ, ПОВАРЁШКА,
СКОВОРОДКА, ВИЛКА, ЛОЖКА.
Небольшой столовый НОЖИК
Мне понадобится тоже.


Вот, с узорами ТАРЕЛКИ,
ЧАШКА с БЛЮДЦЕМ на салфетке.
И, конечно, неслучайно
На плите дымится ЧАЙНИК —
Кукол чай пить усажу,
О ПОСУДЕ расскажу.

 

Рекомендуется:

·        Рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую. Закрепить с ребенком названия предметов и слова, определяющие их назначение. Показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте). Рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят. Сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие...), обратив внимание на то, что посуда может биться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий