пятница, 5 апреля 2019 г.

«ПРОФЕССИИ»


Грамматический строй речи
«Кому, что нужно для работы»
·        Повару - кастрюля, поварешка…
·        Врачу, учителю, почтальону, продавцу, строителю, парикмахеру …

«Кто что делает?»
·        Учитель — учит читать, писать, считать. 
·        Пожарный, строитель, фотограф, повар, врач, парикмахер, врач …

«Один – много»
·        Учитель — учителя — учителей.
·        Врач, продавец, фотограф, портной, почтальон …

«Почему так названы?»
·        Рыболов - ловит рыбу
·        Пчеловод, землекоп, лесоруб, трубочист ....

    «Назови профессии»
·        Он певец, а она… певица
·        Он летчик, а она…; он художник, а она…; он учитель, а она…;
он писатель, а она…; он воспитатель, а она…; он фокусник, а она….

«Четвертый лишний»
·        Врачу нужны: бинты, вата, шприц, кастрюля.
·        Повару нужны: кастрюли, сковорода, руль, половник.
·        Водителю нужны: шприц, машина, руль, насос.
Развитие связной устной речи
             Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.
Название профессии? Место работы? Что делает человек данной профессии?
Что нужно ему для работы? 

                Развитие общих речевых навыков: Упр. «Профессии»
Повар варит кашу                            
(имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет                       
(махи руками)
Доктор лечит Машу                          
(открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует                             
(хлопки)
Дровосеки рубят                              
(махи с наклонами)
Строят мастера                                 
(имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет                         
(поднимание плеч)
Наша детвора?

              Развитие мелкой моторики: Упр. «Разные профессии»
Много есть профессий знатных             
(соединять пальцы правой руки с большим)
И полезных, и приятных                         
(соединять пальцы левой руки с большим)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(последовательно соединять пальцы обеих рук с большим)
Сразу всех не называю                            
(сжимать и разжимать кулачки)
Вам продолжить предлагаю                   
(вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

Выучить стихотворение
Мы в профессии играем, 
Их с друзьями называем.
Врач, учитель, адвокат, 
Президент и дипломат,
Сторож, дворник, музыкант,
Есть у каждого талант. 
Все профессии нужны, 
Все профессии важны.

                   Рекомендуется:
·        Побеседуйте с ребёнком о том, что на свете есть много профессий. Уточните, какие профессии людей он знает.
·        Спросите у ребёнка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие орудия труда и инструменты им для этого нужны.
·        Расскажите ребёнку о своей профессии (где вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям, если есть возможность, отведите ребёнка на место своей работы).









четверг, 28 марта 2019 г.

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»


                     Грамматический строй речи
 «Назови ласково»
·   Петух – петушок
·   Утка, курица, зерно, крыло, цыпленок, клюв, перо и т.д.
                            «Скажи наоборот»
·         Утка большая, а утенок маленький.
·         У гуся шея длинная, а у курицы …                  
·         Цыпленок молодой, а петух …
·         У курицы лапы без перепонок, а у утки …
                         «Чей? Чьё? Чьи?»
·    Перо (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное… 
·    Хвост, глаза, лапки и т.д.
                       «Четвертый лишний»
·         Курица, снегирь, гусь, петух.                      
·         Индюк, утка, клёст, гусыня.
·         Синица, утка, индюк, петух.                        
·         Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.
                        «Один – много»
·         Гусь – гуси – много гусей
·         Утка, индюк, селезень и т.д.
                    Развитие связной устной речи
          Составить описательный рассказ о домашней птице по следующему плану:
Кто это? Каков внешний вид? Какие повадки? Кто у этой птицы детеныши?
Чем питается? Какую пользу приносит?

             Развитие общих речевых навыков: Упр. «Индюк»
Ходит по двору индюк               
(шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача              
(остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился.
Сгоряча затопал                         
 (потопать ногами)
Крыльями захлопал                   
(руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар        
(сцепить округленные руки перед грудью)
Или медный самовар,
Затряс бородою                        
(помотать головой)
Понесся стрелою.                      
(бег на месте)

Развитие мелкой моторики: Упр. «Утята»
Первый, второй - шли утята                
(поочерёдно сгибать пальцы рук)
Третий, четвёртый - за водой              
А за ними плёлся пятый.                    
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался.
Громко- громко запищал:
« Пи-пи-пи!»-
« Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
(со слов «пи- пи- пи» ритмично сгибать и разгибать  пальцы обеих рук)

Выучить стихотворение:
Как красив у нас петух! 
Разноцветный даже пух. 
Носит алые серёжки,
Носит шпоры на сапожках, 
А заботливый какой!
Сам он голоден порой, 
Где-то зёрнышки найдёт, 
Курочек скорей зовёт.
Рекомендуется:
·        Спросить у ребенка, каких домашних птиц он знает? И почему они называются домашними? (потому что они живут с человеком и приносят ему пользу).
·        Спросить у ребенка, где живут домашние птицы? (птичий двор). Кто и как ухаживает за птицами? (птичница, птичник, кормят, чистят, поят, заботятся, лечат и т.д.) Какую пользу человеку приносят птицы? (мясо, молоко, пух, перья, яйца).
·        Попросить ребенка показать по картинкам и назвать части тела домашних птиц (лапы, шею, голову, клюв, хвост, бородка, гребешок, шпоры, перепонки). Чем покрыто тело птиц?




воскресенье, 24 марта 2019 г.

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ


Грамматический строй речи
«Назови ласково»
·        Скворец – скворушка;
·        Журавль, утка, лебедь, трясогузка, кукушка, птенец, перо, голова, шея, крыло, гнездо
«Назови детеныша»
·         Грач — грачонок — грачата;
·         Аист, стриж, журавль, кукушка, лебедь, скворец, утка
«Четвертый лишний»
·         Утка,  утиный,  уточка,  минутка,  утёнок.
·         Крыло,  крылышко,  Крым,  крылья.
·         Лебедь,  лебединый,  лебеда,  лебёдушка.
·         Журавль,  журавлиный,  журнал,  журавушка.
«Скажи, как улетают птицы» 
·        Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой. Ласточки и скворцы улетают стаей. Журавли улетают клином - углом. А кукушки улетают поодиночке.
«Кто как кричит?» 
·         Ласточка — щебечет;
·         Соловей — заливается, свистит, щелкает; кукушка — кукует; журавль — курлычет; жаворонок — звенит; скворец – поет, гусь – гогочет.
Развитие связной устной речи
Перескажи рассказ по вопросам: «Прилетели грачи»
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
Вопросы: Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?

Развитие общих речевых навыков: Упр. «Грачи»
Вот на ветках, грачи! Не кричи!                  
(указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи                                       
(присели)
Разместились в гнёздышке                           
(показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки                                     
(встать, руки в стороны)
Греются на солнышке                                    
(погладить себя по рукам)
Головой вертят                                               
(повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят                                                
(руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели!                                    
(хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели                                     
(летают)
И опять все в гнёзда сели                              
(присели)
                  Развитие мелкой моторики: Упр. «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели –               
(скрестить большие пальцы, помахать ладошками)
С юга птицы прилетели!         
(поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)  
Прилетел к нам скворушка –
(снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками)
Серенькое перышко
(указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица)
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
                  Выучить стихотворение: «Перелетные – скворцы» 
Мы построили скворечню 
Для веселого скворца, 
Мы повесили скворечник 
Возле самого крыльца. 
Все семейство вчетвером 
Проживает в доме том: 
Мать, отец и скворушки - 
Черненькие перышки. 
                   Рекомендуется:
·                    Вспомните с ребёнком названия перелётных птиц, которые прилетают к нам весной, к ним относятся: ласточка, лебедь, аист, журавль, кукушка, грач, соловей, трясогузка, утка, скворец, дрозд. Расскажите детям о других водоплавающих, болотных, лесных перелет­ных птицах.
·                    Расскажите ребёнку, какую пользу приносят перелётные птицы. Объясните, почему и куда они улетают.
·                    Научите различать птиц по внешнему виду, образу жизни; познакомьте с голосами птиц, их повадками, жильем.
·                    По возможности понаблюдать за жизнью перелётных птиц весной во время прогулки в парке, во дворе своего дома.

пятница, 15 марта 2019 г.

ВЕСНА


Грамматический строй речи
«Назови ласково»
·        Ручей - ручеек,
·        Проталина, лужа, солнце, сосулька, почка, лист и т.д.
«Скажи наоборот»
·         Тепло – холодно,
·         Сыро, грязно, пасмурно, светло, день, утро, дождливо
Подобрать как можно больше слов:
·         Весенний – день, дождь, гром, цветок и т.д.
·         Весенняя – капель, гроза,………….
·         Весенние – цветы, дни, …….
Подобрать родственные слова:
·         Трава - травка, травушка, травяной, травянистый, травинка, травник... 
·         Солнце, птица и т.д.

Развитие связной устной речи
Пересказ рассказа: «Талая вода»
Пришла весна. Солнышко греет. Снег тает и текут ручейки. Кругом много воды. Радуются дети - можно пускать по воде лодочки, шлёпать по лужам в резиновых сапогах. Радуются деревья - они попьют талой воды и будут зеленеть и цвести. Радуются грачи - в мокрой земле на полях много червяков. Грачи сыты. Радуются воробьи - они пьют воду, купаются в лужах и громко чирикают: "Весна пришла!"
Ответь на вопросы: После какого времени года наступает весна? Что делает солнышко? Что происходит со снегом? Кому нужна талая вода? Чему радуются дети? Для чего нужна вода деревьям? Почему радуются грачи? Зачем грачам червяки? Кто купается в лужах?

Развитие общих речевых навыков: Упр. «Веснянка»
(поочерёдно выбрасываем руки вверх)
Солнышко, солнышко
(покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)
Золотое донышко!                                                   
(2 раза прыжки на двух ногах)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!                       
(бег на месте)
Побежал в саду ручей,                                            
(взмахи руками, как крыльями)
Прилетело сто грачей,                                            
(медленно приседаем)
И сугробы тают, тают,                 
(ладошки разводим в стороны в форме цветка)
И цветочки вырастают!

Развитие мелкой моторики: Упр. «Весна»
«Кап-кап-кап»,- капель звенит
(стучим правым указательным пальцем по левой ладошке)
Словно с нами говорит.            
(стучим левым указательным пальцем по правой ладошке)
Плачут от тепла сосульки   
(руки поднимаем вверх, кисти рук опускаем вниз, пальцы разводим, трясем кистями)
 И на крышах талый снег                            
(соединяем руки над головой углом)
А у всех людей весною                               
(разводим руки в стороны)
Это вызывает смех!                                     
(хлопаем в ладоши и улыбаемся)

Выучить стихотворение: «Весенние месяцы»
У весны весёлый старт -
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель -
К нам уже спешит Апрель.
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны
Все три месяца весны.

Рекомендуется:
·                             Побеседуйте с ребенком: Какое время года наступило? (наступила весна). Какие весенние месяцы ты знаешь? Назови текущий (март, апрель, май). Расскажи, какие изменения в природе произошли весной (приметы весны – чаще и ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, на земле появляются проталины, звенит капель, небо стало голубое, по нему плывут белые облака, из теплых стран возвращаются птицы, животные просыпаются от зимней спячки, меняют свои шубки, готовятся к появлению детенышей. Скоро на деревьях набухнут почки, на земле появятся первые весенние цветы – подснежники и мать – и мачеха, зазеленеет травка)
·                             Расскажите, чем занимаются люди весной на полях, в садах и огородах. Какие инструменты люди используют для работы в садах и огородах? (копают землю, готовят грядки для посадки растений, удобряют почву, пересаживают рассаду, сажают цветы и деревья, белят стволы деревьев, защищая их от насекомых, на полях готовятся к севу пшеницы и т.д. инструменты: лопата, грабли, лейка, пила, кисть)